ПУТЯМИ ЙОГИ

ПУТЯМИ ЙОГИ

Запредельные мириады небес источали глаза седовласого худого индуса лет 70 с тюрбаном на голове, сидящего в позе лотоса на подстилке перед входом в пещеру Васиштхи. Блаженство, мудрость вечности и вселенская любовь исходили от старца. Именно ради достижения такого состояния знающие йогины практикуют асаны, крийи, пранаямы. И именно ради этого мы приехали в Индию практиковать адвайта йогу. От старика невозможно было оторвать глаз, я стояла возле него, как прикованная, потеряв себя, пока мои друзья не растормошили меня, потянув за собой в пещеру. Смотритель этого святого места провел нас по тёмному ходу, освещая его свечкой, вовнутрь. Затем молча ушел, закрыв за собой дверь. В пещере нельзя было произносить ни слова. Перед входом мы договорились, что у нас есть час на медитацию, и мужчина сам придёт за нами по истечению этого срока. Абсолютная тишина и тотальный мрак обрушились на меня безвременьем. Я сидела с открытыми глазами, и через какое-то время полная чернота стала сиять всполохами света, как будто микроскопические звезды взрывались в воздухе. Существование ощущалось в этом пространстве совершенно по-другому, очень просто и вместе с тем духовно – возвышенно: "Я есмь". После посещения пещеры мы, погружённые в глубинное молчание, возвращались в Ашрам в Ришикеше, который был нашим временным домом, храмом и обителью для практики адвайта йоги. И у каждого из членов нашей группы я видела в глазах частичку того небесного блаженства, которым сиял старец йогин, сидевший перед входом.

Согласно легенде, выдающийся святой Васиштха, учитель царя Рамы, жил в этой пещере после того, как трагическим образом скончались все его дети. Он был основателем адвайта йоги, которая считается самым высшим типом практики во всём учении йоги. А также – и самым трудным. Адвайта йога под силу только подготовленным йогинам. Ее цель - то, что за гранью слов и определений, что принято называть освобождением, нирваной, просветлением, брахманом, единением с бескачественным я. Это – путь непрерывного самоисследования и постоянного пребывания во ВНУТРЕННЕЙ тишине посреди звучащего мира, даже если вы живёте обычной социальной жизнью: торгуете на рынке, ведёте новости в прямом эфире, стоите в форме гаишника на перекрёстке или преподаете хатха-йогу в фитнес зале.

Есть сведения о том, что самым первым йогином, стоявшим у истоков основания учения йоги был адепт Шивы Матсьендранатх из традиции натхов. Но немногим более двух тысяч лет назад великий муж Патанджали собрал священные знания прошлого в йогу восьми ступеней, таким образом он дал обновлённую жизнь наследию древности. В наши дни йога-сутры Патанджали считаются основой всего учения. Великий мастер постулировал суть йоги так:

"Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму".

Или, более подробно:

"Йога - есть удержание материи мысли от обличения в различные образы".

Другими словами – пребывание в состоянии, когда ум молчит.

"В это время (время сосредоточения) зрящий покоится в своем собственном (естественном) состоянии".

То есть - это нахождение в пребывании самого бытия, нашей истинной природы, источника, того, откуда мы пришли, и чем мы на самом деле являемся позади физических форм.

"В остальное время (вне сосредоточения) зрящий сливается со своими видоизменениями".

А, значит, живёт в иллюзии физических форм, как все обычные люди.

Итак, когда после или во время выполнения кундалини, аштанга, хатха и других видов йоги на вас находит глубочайшее расслабление, покой, тишина, блаженство, ощущение "естности", ум отключается - это значит, что вы занимаетесь йогой. Или, точнее будет сказано - йога занимается вами, поскольку в данный момент вы - не деятель, нет никого, кто что-то делает (расслабляется, медитирует и пр), это просто само собой случается, происходит с вами без вашего усилия. Наслаждайтесь пребыванием в этой гармоничной тишине, не вскакивайте сразу в раздевалку после урока. Позанимайтесь истинной йогой! Поскольку без стремления к этому вся ваша йога – не йога, а физзарядка. Для этого самого достижения контроля над умом и единения живого духа с вселенской (божественной) энергией (того, что называется термином самадхи) Патанджали и проповедовал необходимость выполнения асан, пранаямы, крийи. То есть, буквальный смысл: для того, чтобы практиковать йогу, нужно выполнять асаны. И это никакого отношения не имеет к современному поверхностному взгляду: я выполняю асаны, значит, я занимаюсь йогой. Однако, часто бывает, что человек, начав заниматься йогой, как фитнесом, со временем просыпается к более глубинному смысловому наполнению йогической традиции. Мой приятель – боевик, сотрудник силовых структур приступил к освоению асан, чтобы укрепить здоровье. Самочувствие мужчины намного улучшилось, маска агрессии сошла с его лица, взгляд стал мягче и добрее. Дальше – больше. Он ушел с работы, переквалифицировался в йога-тренера, и через некоторое время я встретила его на сатсанге у Цезаря (Цезарь Теруэль считается просветленным мастером адвайты). В подобных случаях под воздействием движения энергии, пробуждаемой в результате выполнения пранаямы, асан, медитации и прочих техник, раскрываются энергетические каналы человека, и он преображается. При этом уровень здоровья значительно возрастает. Ведь что такое болезнь? Это - энергетический блок. Энергия не движется, она застряла. Растяжки в асанах приводят к тому, что сухожилия становится более эластичными, а ведь по ним течёт энергия. Чем более растянуты связки, тем более мощный поток энергии циркулирует в энергосистеме человека. На востоке говорят: длинные сухожилия – длинная жизнь. Во время выполнения асан энергетический поток усиливается, ускоряется и пробивает энергетические блоки. А когда они растворяются, заболевания физического тела проходят. Поэтому йога способна исцелить практикующего на причинном уровне, и ей подвластно лечение любых болезней, как физических, так и психоэмоциональных.

Йога может и обострить течение заболевания и характерологические особенности индивидуума. Но это будет носить терапевтический характер. Здесь мы наблюдаем феномен выздоровления через обострение. Ведь в результате практики энергетический поток становится более мощным и придаёт силу всему, что есть в человеке: и позитивному, и негативному началу. Он проявляет все подводные камни. Во время особо острых состояний необходимо сделать перерыв до смягчения симптомов, а после - продолжать выполнять йогу чувствительно, внимательно наблюдая и концентрируясь на своих ощущениях, не превышая собственных лимитов. Терпение и постоянство в практике обязательно дадут результаты, и болезни отступят. В некоторых случаях йога спасает даже в крайнем кризисном состоянии здоровья. Однажды в Греции в загородном лагере большинство членов группы поразила инфекция. Температура 40, кашель на каждом вдохе, острая боль в спине, усиливающаяся от малейшего движения и от кашлевого толчка. Боль такая, что казалось, спина сломается. Что делать? Дышать невозможно: из-за каждого вдоха – кашель, а из-за кашля – чувство, что нож вонзается в спину. Волевым усилием я, превозмогая боль, заставила себя выполнять виньясы аштанга йоги. Всего несколько минут выполнения Сурья-намаскар, и боли в спине облегчились, а дышать стало легче, кашель поутих. Выздоровление произошло за 2 дня.

Ключевое слово во время практики йоги – чувствительность. Внутренние ощущения дают вам знать, где следует более форсировать, а где – приостановиться. Если не прислушиваться к голосу своего тела, можно получить травму. Ведь где тонко – там и рвётся. Ведущими мировыми йога-тренерами написано немало книг о последствиях неправильного выполнения йогических упражнений, некоторые – на основе собственного опыта. Йога – это не соревнования по гимнастике. Это – сугубо индивидуальный путь.

Помимо укрепления здоровья положительным "побочным следствием" йоги является совершенствование физической формы тела и омоложение организма, а также гармонизация психоэмоциональной сферы. Происходит нормализация обмена веществ, а значит, уходит лишний вес, выпрямляется позвоночник, осанка становится правильной, живот - плоским, мышцы упругими, кожа - чистой и сияющей, глаза - излучающими внутренний свет, взгляд - ясным. Проходит резкость в движениях, смягчается характер, укрепляется сила духа. Гармонизация на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях свидетельствует о правильном выполнении йоги.

Первыми шагами на пути к этой гармонизации является свод йогических правил, регуляций и ограничений, называемый яма – нияма. В некоторых школах учеников допускают до практических занятий только после тщательного изучения данного кодекса. Считается, что человек, выполняющий асаны или пранаяму, но не соблюдающий яму-нияму, может серьезно себе Нaвредить.

С древних времён существует пять основных видов йоги: хатха, бхакти, карма, раджа, джняна.

Хатха-йога отлично подходит людям физического типа. "Ха" на санскрите означает солнце, "тха" - луна. Хатха-йога гармонизирует солнечную и лунную энергию в человеке, мужскую и женскую, активную и пассивную. Это – первая ступень, базовый уровень, укрепление здоровья, совершенствование физической формы. Основной упор делается на асаны и дыхательные упражнения.

К бхакти-йоге более склонны представители эмоционального склада. В переводе с санскрита "бха" - тот, кто стремится служить. Здесь стоит задача трансформации страха в любовь. Бхакти-йога - путь сердца, а ученик предаёт себя богу. Молитва, пение мантр и киртан – наиболее распространённая практика в этом виде йоги.

Карма-йога предназначена для людей действия, тех, кто выполняет свой долг и обязанности, помогая другим и посвещая свои действия божественной силе. Этот тип йоги отлично подходит индивидуумам с активной жизненной позицией.

Раджа (королевская) йога – это путь представителей ментального склада. Пранаяма, концентрация, медитация – инструменты этого вида йоги. Данный способ подходит людям с аналитическим складом ума, тем, кто склонен к размышлению. Целью является контроль ума, достигаемый с помощью медитации и погружение в самадхи.

Джняна-йога включает самосознание, самоисследование, истинное знание. Путем отказа от вовлечения в иллюзию окружающей жизни, майи, практикующий приходит к своей цели – слиянию с источником, бескачественным я, брахманом.

Так сложилось, что с течением столетий на базе пяти основных видов йоги стали формироваться другие направления. Это происходит и в наши дни. На данный момент известно более 20 видов йоги. В силу своей уникальности и индивидуальных характеристик, а также физических ограничений и болезней каждый человек может найти для себя наиболее подходящий ему путь. Из наиболее популярных типов йоги различают: мантра, тантра - делится на кундалини и крию, йога школы тени, лая, аштанга, янтра, крипала, шивананда, виний, айенгар, бикрам, сахаджа, дживамукти, интегральная, бихарская, сурат-шабд, трай, пауэр. Новейшие направления - йога сна и сновидений (индра), йога смеха (хасья), водная йога, сап йога - на досках для сёрфинга, курунта - на веревках, флай йога - в подвесном гамаке. И что бы вы ни выбрали, помните: это - инструмент, способный привести вас к истине.

Комментарии (0)

Написать комментарий

 
Пожалуйста авторизируйтесь или создайте учетную запись перед тем как написать комментарий